Заведующая научно-просветительной работой
ГКБУК «Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка»
(г. Кудымкар)
e-mail: katy120787@yandex.ru
ПРОЕКТ «МУЗЕЙ С КОЛЫБЕЛИ» КАК ПРИМЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ
Аннотация. Проект совместной деятельности дошкольного образовательного учреждения и музея.
Ключевые слова. Музей, дошкольное образовательное учреждение, проект, опыт работы.
Необходимость всестороннего развития подрастающего поколения обсуждается давно и интенсивно. Многие авторы в своих работах о всестороннем развитии человека делают упор на тесную взаимосвязь нескольких социальных институтов. В основном это совместная деятельность непосредственно образовательных организаций (дошкольные учреждения, школы, УДО, вузы) и институтов, традиционно относящихся к необразовательной сфере, но имеющих в составе своих функций образовательный компонент в воспитании личности (театр, музей, библиотека, общественные организации, молодежные движения, семья).
Наш музей, будучи учреждением культуры российской глубинки, на вышеизложенный факт не может не обращать внимания, так как является одним из немногих культурных институтов, способных помочь образовательным учреждениям небольшого города воспитать всесторонне развитую личность.
Образование и культура на протяжении всей истории шли «рука об руку». Но всегда хотелось чего-то более результативного, кроме как стихийных посещений во время прогулок или классных часов. Курс на тесное сближение образования и культуры для Коми-Пермяцкого музея проявился в 2009 году в виде разработки совместного проекта с ДОУ №27 «Колокольчик» г. Кудымкара «Музей с колыбели». Данный проект родился в результате совпадения интересов и потребностей двух институтов, где музей стал активным соучастником воспитания личности человека.
Единичные посещения музея группами дошкольников были всегда, а проект «Музей с колыбели» представляет собой программу целенаправленных систематических занятий с определенной группой детского сада.
Основная цель данного проекта – воспитать любовь к своему краю, уважение к людям, интерес к истории и культуре на основе регионального материала. Второстепенная цель – сформировать у детей дошкольного возраста представление об истории цивилизации, о техническом прогрессе. У музея через проект преследуется и другая цель – воспитать завтрашних школьников любителями, ценителями и постоянными посетителями музея.
Цели программы были достигнуты через формирование у детей элементарных представлений об истории и культуре коми-пермяцкого народа с использованием различных форм детской деятельности.
В ходе работы существовала необходимость стремления к общему результату – нравственному воспитанию, формирование у детей музейной культуры, развитию представления о празднично-обрядовой культуре, знакомству с национальным костюмом, бытом и языком своего народа, местной флорой и фауной, а значит и всей цивилизации в целом.
Работа программы рассчитана на четыре учебных года и разделена на этапы:
1 этап – младшая группа (3-4 года),
2 этап – средняя группа (4-5 лет),
3 этап – старшая группа (5-6 лет),
4 этап – подготовительная группа (6-7 лет).
Все четыре года занятия проводились как на базе детского сада, так и на базе музея. Первичное знакомство, теория и проверочные беседы проводились в детском саду, в музее же проходили более подробные практические занятия по той или иной теме. В младшей группе было использовано 24 часа, в средней – 30, в старшей – 29, в подготовительной – 30. Протяженность занятий была установлена с учетом возрастных особенностей детей - от 15 до 30 минут.
В работе программы присутствовало разнообразие методов работы: наглядные (наблюдение, демонстрация, использование ТСО), словесные (объяснение, рассказ, чтение, беседа), практические и игровые.
Воздействие на эмоциональные впечатления детей проходило через тематические, театрализованные экскурсии, встречи с интересными людьми и тактильное «общение» с музейными предметами.
Учебный план программы разбит по темам. Первая тема - «Парма – наш край родной» - включает в себя разделы занятий про город, округ, край, а также их историю, промышленность, сельское хозяйство, традиции в сравнении с современностью. Следующая тема «Быт и традиции коми-пермяцкого народа» включает национальный костюм, игры и игрушки, крестьянская изба, обычаи, традиции, праздники. В теме «Культура и искусство родного края» идет знакомство с поэтами, писателями, художниками округа, легендами, мифами сказками народа. Последняя тема – «Природа края» рассказывает о животном и растительном мире, водных ресурсах, полезных ископаемых округа.
Подробное знакомство с данными темами, дидактические задания для закрепления материала, комплексная система занятий позволили достичь поставленных в проекте целей. Комплексная система занятий данного проекта состоит из занятий по одной и той же теме, которые ежегодно повторяются, но с небольшим усложнением и углублением темы.
Полученный детьми багаж знаний по истории и культуре края уже сегодня помогает им в различных творческих, интеллектуальных проектах этнокультурной направленности. Поэтому можно сделать вывод о том, что ребята не только получили знания, но и научились их использовать. Это будет служить огромным плюсом в их дальнейшей школьной жизни.
Занятия, проводимые в течение четырех лет вроде бы об одном и том же, но в то же время о чем-то новом, непознанном юным пытливым умом, помогли детям развить чувство гордости за рождение и проживание в маленьком родном городке. Перед выпуском экспериментальной группы из дошкольного учреждения были проведены итоговые занятия, которые объединили в себя весь комплекс пройденных тем. Авторами проекта были сделаны выводы и намечен дальнейший план работы проекта, потому как уже имеются заявки по работе с данной программой от других дошкольных образовательных учреждений.
Обобщение опыта работы педагогов в сотрудничестве с научными сотрудниками музея проводится на различных конференциях и семинарах.
На сегодняшний день основным направлением по работе проекта является его усовершенствование. Необходимо задействовать новые мультимедийные программы, разнообразить тематические экскурсии, но сохранить при этом основу, отправную точку любой темы – региональный компонент и подлинный экспонат. Ведь именно музей всегда был и будет тем институтом, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусства, которые как ни что другое несут в себе эту региональную особенность.
Все названные особенности проекта делают музей «своим» для дошколят, завтрашних школьников, которых в наше время очень не хватает как музейных посетителей.
Для подведения итогов хочется отметить, что музей обладает огромным образовательным потенциалом и его активное использование в образовательной среде – цель наших сотрудников. С такой формой работы можно смело идти по пути сближения образования и культуры.
E. A. Krivoschokova
Komi-Permjakmuseumoflocallore
named by P.I. Subbotin-Permjak
(Kudymkar)
THE PROJEKT «THE MUSEUM IN THE CRADLE» EXAMPLE EDUCATIONAL PRACTICE IN THE MODERN MUSEUM
Abstract. The project of joint activity pre-school educational institutions and Museum.
Keywords. The museum, the pre-school educational institution, the projekt, expertise of work.
Комментарии
Добавить комментарийДобрый день! практическая деятельность дошкольников заключалась в том, что после каждой пройденной темы, дети должны были сделать что-нибудь своими руками. Например, после знакомства с коми-пермяцкой легендой о том как произошла Земля (по легенде ее создала утка или лебедь) дети лепили из соленого теста уточку. После знакомства с коми-пермяцким костюмом и орнаментом, ребенку дается возможность самому нарисовать орнамент. Хочется отметить, что практическая деятельность ребят легла на участь дошкольного учреждения, т.к. там гораздо больше возможностей для этого. Музей же больше повествовал и представлял.
КомментироватьЕкатерина Андреевна, очень интересную работу Вы проводите. А скажите,в чем именно заключалась практическая деятельность ребят?
Комментировать