Юрков Илья Алексеевич,
учитель истории и обществознания муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 91» (г. Пермь).
Юркова Екатерина Васильевна,
учитель истории и обществознания муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 91»
(г. Пермь).
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
(Материал подготовлен в рамках проекта 051-М Программы стратегического развития ПГГПУ)
Аннотация: в статье представлен опыт создания музея на базе общеобразовательной школы. Ресурсы музея позволяют расширить и содержательно наполнить образовательное пространство школы.
Ключевые слова: музей, школа, образовательный процесс, история, обществознание, воспитательное пространство.
За последнее время система образования в Российской Федерации претерпела немало изменений: это и переход на ФГОС второго поколения, и вступление в силу с 1 сентября 2013 года нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и обновление содержание образования. Обозначенные изменения в системе образования в первую очередь должны быть направленны на развитиеи совершенствование личностных качеств обучающихся.
Серьезные требования, предъявляемые системе образования не случайны. Сквозь призму инноваций прослеживается главная цель образования – это социализация личности, развитие личности обучающихся в условиях динамично развивающегося мира, где наряду с обучением особое внимание уделяется воспитательному процессу.
Согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (1).
Важное значение в образовательном и воспитательном пространстве школы играет система дополнительного образования, призванная не только формировать и развивать творческие, интеллектуальные, физические способности, но и способствовать формированию системы духовно-нравственных идеалов и ценностей.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе, их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле воспитания любви к роднойземле,уважения к традициям своегонарода,формировании патриотических качеств (2).
Система дополнительного образования это сложный механизм, включающий в себя различные институты, одним из которых является школьный музей. Школьный музей способствует развитию сотворчества, активности, самодеятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Более подробно деятельность школьного музея можно рассмотреть на примере организации и деятельности Школьного музея МАОУ «СОШ №91» Индустриального района г. Перми.
_________________________________________________
Рис. 1.
В Музее МАОУ "СОШ № 91" Индустриального района
г. Перми
_________________________________________________
Школа №91 появилась на карте областного центра в далеком 1951 году (в 1951 г. областным центром был г. Молотов). Первоначально школа была 7-летней, с 1960 г. стала 8-летней, а в 1991 году – 11-летней. Сегодня школа №91 – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации всех субъектов образовательного пространства, где большую роль играет школьный музей.
Музей в школе появился относительно недавно в 2005 г. Организация и становление музея связаны с именем Марины Васильевны Черепановой, пришедшей работать в школу в 2004 году учителем истории и обществознания. Отправной точкой создания музея стало празднование 60-летия годовщины Великой Победы, когда Марине Васильевне и ее учащимся было предложено подготовить выставку, посвященную 9 мая. Тогда и зародилась идея создать школьный музей. На протяжении 2005-2007 гг. шел активный процесс накопления основного фонда, что отразилось на профиле (исторический) и жанре (музей-экспозиция (выставка)) школьного музея. Параллельно был запущен процесс паспортизации музея, однако, бюрократические проволочки не позволили получить официальный статус «школьного музея».
Одним из «модных» направлений в исторической науке в это время становится история повседневности. Совместно с учащимися Марина Васильевна включилась в научно-поисковую деятельность, связанную с этим направлением. За это время было реализовано несколько проектов: «Человек в истории» в ходе, которого учащиеся каждого класса брали интервью у ветеранов ВОВ микрорайона «Ераничи». Итогами этой работы стал выпуск сборника интервью с ветеранами ВОВ; организована районная НПК по истории повседневности на базе музея школы, по итогамкоторых были изданы сборники тезисов участников.Особых успехов музей достиг, принимая участие в конкурсах, викторинах, конференциях всероссийского уровня, где учащиеся достойно представляли свои научно-исследовательские работы. Этому способствовала и организация в летнее время профильного лагеря на базе Школьного музея.
Одной из тенденцийразвития музея является ежегодное проведение мероприятий, посвященных изучению календарных праздников и обрядов.Так, например,в 2007 г.было проведено районное мероприятие «Широкая Масленица», целью которого стало знакомство учащихся и жителей микрорайона «Карпинский» с традиционными обрядами встречи Масленицы. Данное мероприятие позволило актуализировать знанияучащихся о традиционной культуре России,а для жителей микрорайона мероприятие стало возможностью болееподробно познакомиться с образовательным учреждением и его традициями.
С переходом Марины Васильевны на работу в другое образовательное учреждение, деятельность Школьного музея была приостановлена. Новый этап в развитии музея связан с деятельностью Татьяны Анатольевны Мазеиной, учителя русского языка и литературы школы №91.
С 2008 года и по настоящее время руководителем школьного музея является Татьяна Анатольевна Мазеина, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования. Благодаря неуемному желанию возобновить деятельность музея, Татьяне Анатольевне удалось не только сохранить музейные экспозиции, но и составить программно-методическое обеспечение работы музея.
Отличительной особенностью УМК можно считатьне только преемственность ранее накопленным традициям, но и жанровую направленность – музей-экспозиция. Татьяна Анатольевна разработала систему музейных уроков для учащихся 1-4 классов(объемом 34 часа в год), а также тематические экскурсии для учащихся основной и старшей школы. Уроки в музее направлены на актуализацию исторических знаний учащихся, расширение мировоззренческих взглядов, а также являются стартовой площадкой для создания образовательных проектов.
За 2008-2014 учебные годы было проведено 1020 уроков-экскурсий по 44 темам. Учащиеся школы отмечают наиболее интересные темы, которые позволили им расширить свой диапазон знаний: «История русской почты», «Русская изба», «Пионерской организации СССР – 90 лет», «История Индустриального района г. Перми», «История школьный формы», «История головного убора». Однако наиболее тяжелыми и затрагивающими до глубины души сталитемы: «11 апреля – день освобождения узников фашистских концлагерей», «70 лет. Сталинградская битва», «К 70-летию снятия блокады Ленинграда». В 2014 году был проведен мастер-класс «Я помню, я горжусь!», где учащиеся получили рекомендации как подготовить рассказ-презентацию о прадедушке - участнике Великой Отечественной войне.
_________________________________________________
Рис. 2.
В Музее МАОУ "СОШ № 91" Индустриального района
г. Перми
_________________________________________________
Ресурсы школьного музея позволяют не только проводить уроки-экскурсии, но и использовать ихдля проведения иных предметных мероприятий. Так, например, в 2011 году для урока обществознания «Формы культуры» были предоставлены предметы быта русской культуры: деревенская утварь, предметы ремесленного производства, старинные орудия труда и т.д., хранящиеся в фондах музея. Прикоснувшись к страницам истории, учащиеся теперь легко различают народную культуру от массовой или элитарной.
С 2013-14 учебного года МАОУ «СОШ №91» вступила в проект «Муниципальная модель основной школы – пространство выбора». Для реализации этоймодели в школе было введено поточно-групповое обучение по предмету «История» для параллели 6 классов. УМК предметных модулей по истории был составлен таким образом, чтобы можно было учитывать региональный компонент. В течение учебного года учителя истории и обществознания Екатерина Васильевна Юркова и Илья Алексеевич Юрков задействовали фонды школьного музея в учебно-воспитательных целях.Так, например, для учителей Пермского края было проведено открытое мероприятие по истории «Культура и быт Древней Руси», где учащимся 6 классов было предложено исследование повседневной жизни населения Древней Руси. Используя аналоговые образцы предметов быта, учащиеся составляли историческое описание культуры изучаемой эпохи.
_________________________________________________
Рис. 3.
В Музее МАОУ "СОШ № 91" Индустриального района
г. Перми
_________________________________________________
В ходеизучения модуля «История и археология» учащиеся изучали особенности средневековой посуды населения Пермского Предуралья и, используя метод реконструкции, пытались воссоздать средневековую лепную посуду местного населения по фотографиям и фрагментам средневековой керамики. Материалом для лепки послужили пластилин и глина. Ребята для себя отметили, что подобные уроки практической направленности позволяют лучше понять и запомнить учебный материал, увлекательны и мотивируют на углубленное исследование.
Очевидно то, что школьный музей это действительно важный компонент образовательного и воспитательного пространства школы. Однако проблема организации и деятельности школьного музея не обходит стороной и нашу школу. В 2012 году музею школы в связи с предписаниями пожарных пришлось сменить место пребывания на небольшое помещение, не позволяющее вместить все накопленные фонды. Данное обстоятельство негативно отразилось на имидже школьного музея: из просторного и яркого, музей превратился в небольшую комнату с музейными экспонатами.
К перспективамработы школьного музея можно отнести:
- создание виртуального школьного музея, где можно будет познакомиться и с фондами музея, и стать участником музейного урока;
- привлечение ресурсов школьного музея для проведения уроков по иным дисциплина кроме истории и краеведения;
- расширить масштаб исследовательских работ по краеведению, истории и т.д.;
- возобновить организацию и проведение НПК учащихся на базе Школьного музея.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
2. Марущенко О.В. Школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи / О.В. Марущенко // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания [Текст] : материалы II Международной научно-практической конференции, г. Москва, 20–21 марта 2012 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва : Изд-во «Спецкнига», 2012. С. 292.
I.A. Yurkov, E.V. Yurkova
THE MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARY SCHOOL №91"
(Perm)
THE EXPERIENCE OF USING MUSEUM RESOURCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOL
Abstract: the article presents the experience of creation of a Museum on the basis of secondary school. The resources of the Museum fill the educational environment of schools.
Keywords: the Museum, school, teaching, history, social studies, educational space.
Нет комментариев
Добавить комментарий