Участники и статьи

Шмуратко Дмитрий Владимирович (г. Пермь)


Ассистент кафедры Древней и средневековой истории России

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета,

кандидат исторических наук.

Руководитель проекта "Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья как научно-педагогический центр популяризации историко-культурного наследия края"


e-mail: dshmuratko@mail.ru



 




МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА ПЕРМИ

(Материал подготовлен в рамках проекта 051-М Программы стратегического развития ПГГПУ)


Ключевые слова: музеи, образовательные программы, городское пространство, Пермь.


В статье дается характеристика музейного пространства города Перми в свете реализуемых городскими музеями образовательных программ. Осуществлено сравнение образовательных практик пермских музеев. Сделан вывод о высокой роли музея как образовательного ресурса общества.


… города образуют музеи…

(Максим Привезенцев)


В качестве эпиграфа к статье приведены слова героя одной из передач на телеканале «Моя планета» байкера-путешественника Максима Привезенцева, который, побывав в Австралии, поделился очень интересным наблюдением. В своем дневнике он отметил: «Мы встретили на бесконечной австралийской дороге еще не один город, состоящий только из музея и заправки. Я рад за австралийцев, они гордятся своей страной и радуются любому событию, связанному с их родиной. И если во многих странах градообразующими являются нефтехимические предприятия и большие текстильные комбинаты, то в Австралии города образуют музеи…». Пускай эти слова принадлежат не академическому ученому, а простому путешественнику, в них, как кажется, заключен очень глубокий смысл – населенный пункт имеет право называться городом, тогда и только тогда, когда в нем есть музей…, ну и заправка.


От слов дилетанта – к словам профессионалов, пермские ученые отмечают, что «город становится городом в России тогда, когда возникают площадки, на которых могут встретиться … «современные горожане». Этим объясняется столь важная роль разного рода культурных институций города – театров, филармоний, библиотек, музеев» [3, с. 70]. Действительно, стоит говорить о процессе переосмысления роли музеев. Музей начинает выступать не только в роли хранилища древностей и реликвий, а как «особый и очень важный организм в системе общечеловеческих коммуникационных связей, способный не только сохранять культурные ценности, но и формировать новые» [7, с. 107]. О грядущей трансформации музеев говорил еще в 1971 г. канадский музеолог Дункан Камерон, выделяя «музеи-храмы», ориентированные на традиционное экспонирование и «музеи-форумы», выступающие в качестве коммуникативных площадок, он писал: «Пришло время, когда музеи должны начать реформы или погибнуть» [1, с. 68].


В представленной статье автор попытается описать музейно-образовательное пространство (или поле) города Перми, являющееся составной частью музейного пространства, которое в свою очередь входит в общее культурное пространство города Перми. Субъектами (агентами) музейно-образовательного поля являются с одной стороны музеи, как институции, генерирующие образовательные программы, а с другой стороны аудитория, на которую эти программы направлены. Количественными характеристиками поля будут число музеев, реализующих образовательные программы, общее число образовательных программ, числовые характеристики аудитории. К качественным характеристикам можно отнести содержательную и методическую насыщенность программ, характер и способ взаимодействия музеев и детей и т.д.


Итак, сколько же в Перми музеев? Как оказалось, посчитать количество музеев в Перми гораздо сложнее, чем заправочных станций. Если последних в городе по данным сайта http://www.benzin-price.ru/ зарегистрировано ровно 138. Точное же количество музеев в Перми вам вряд ли кто-то назовет сразу. По официальным данным Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в городе Перми работают 3 государственных краевых музея (ГКБУК «Пермский краеведческий музей», ГКБУК «Пермская государственная художественная галерея», ГКАУ «Пермский музей современного искусства») и 1 муниципальный (МУК «Центральный выставочный зал»).


В действительности же музеев значительно больше. Во-первых, Пермский краеведческий музей имеет ряд самостоятельных филиалов, и по факту это не один музей, а комплекс из 10 зданий с самостоятельными экспозициями, 6 из которых расположены непосредственно в черте города (Дом Мешкова, Музей Пермских древностей, Музей-Диорама, Дом-музей Н.Г.Славянова, Дом-музей «Подпольная типография», Выставочный зал на Пермской). Во-вторых, к общему числу пермских музеев следует отнести ряд частных музеев, количество которых постоянно меняется. На момент написания статьи автор насчитал в Перми как минимум 4 частных (Музей советского наива, Пермский музей авиации, Парк научных развлечений, Музей кружева) 11 галерей (Галерея «25/17», Галерея Туфельки, Галерея Марис-Арт, Галерея Green-art, Художественный салон Союз-Арт, Галерея «Серебряный свет», Пермская галерея авторской куклы, Дом художника, Галерея Арт-резиденция, Галерея «bомbоуbежище», Галерея «Tamburinn»). Кроме того, как сообщает ежедневная Интернет-газета «Text», буквально на днях этот список должен пополниться еще одним необычным музеем. С 17 на 18 мая 2014 г. (именно на эти даты выпадает Ночь музеев) в Перми по адресу ул. Советская, 39 должен открыться «Частный музей медведь Тедди и компания», организованный участницей пермского клуба «Медведь Тедди и Ко» Ингой Пермяковой и Натальей Катаевой [1]. Феномен роста «музеетворческой» активности пермяков за последние два-три разбирает в своей статье пермский журналист Алина Комалутдинова: «Причин появления частных музеев несколько и корни их в энтузиазме, любви и стремлении к самовыражению… Большинство частных музеев выросло из хобби… Практически все частные музеи начинались как меценатские проекты их владельцев, многие из них по-прежнему работают «для души» [5].


В-третьих, по мимо государственных и частных в Перми работают как минимум 15 ведомственных, или по другому, корпоративных музеев открытых для свободного посещения (Музей пермской артиллерии, Музей пермской нефти, Музей истории ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», Музей связи, Мемориальный музей «Дом Дягилева», Музей истории университета при ПГНИУ, Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья при ПГГПУ, Музей циркового искусства, Музей истории пермской милиции, Музей Пермского краевого отделения Всероссийского общества слепых, Музей палеонтологии и исторической геологии имени Б.К.Поленова при ПГНИУ, Музей театральных кукол при Пермском кукольном театре, Пермский филиал музея гидроэнергетики России, Музей спортивной славы при СК им. В.П. Сухарева, Музей «История авиации и космонавтики Пермского края»). И этот список тоже пополняется прямо на глазах. Новостной портал «ProPerm.ru» анонсирует в конце декабря 2014 – начале 2015 г. открытие на «Пермском Арбате» (ул. Пермская) Музея шоколада. Инициатором открытия музея выступила кондитерская фабрика «Пермская». «По словам начальника отдела маркетинга фабрики «Пермская» Юлии Копыловой, сейчас создание музея находится в стадии концепта, конкретный план будет разработан в течение ближайшего месяца» [6]. Портал «59ru» сообщает о том, что в ноябре 2014 года ожидается открытие Музея электротранспорта. Место, где будет располагаться музей, пока не определено, но возможно им станет одно из зданий – депо, расположенное на ул. 9 Мая [11]. С 2005 г. руководством ООО «НОВОГОР-Прикамье» вынашивается идея создания в Перми Музея воды, целью которого должно стать, как отмечено на официальном сайте компании, «экологическое воспитание подрастающего поколения».


Продолжая речь о корпоративных (ведомственных) музеях Перми нельзя обойти стороной и музеи образовательных учреждений, которые давно доказали свою актуальность и самобытность. Первые школьные музеи появились в нашей стране в 20-е гг. XX века, наибольшего же развития они достигли во второй половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия [8, с. 12]. Хранящиеся в собраниях школьных музеев экспонаты составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации [8, с. 16]. Точное количество музеев образовательных учреждений в Перми также не известно. В издании «Музеи Пермской области», вышедшем в 2002 г. приводится сведения о 33 музеях [9, с. 8-38]. Более свежих данных, к сожалению, пока нет.

Таким образом, если суммарно характеризовать музейное пространство г.Перми, то можно назвать цифру – 72 музея всех форм собственности, из них государственные краевые и муниципальные – 9 (12%), частные – 15 (21%), ведомственные – 15 (21%), музеи образовательных учреждений – 33 (46%). Конечно, сравнивать эти цифры, наверно, не совсем корректно в виду различия масштабов музеев, но общее представление о музейной карте города они все-таки дают.


Сколько же музеев в Перми целенаправленно реализуют образовательные программы для детской аудитории? Как оказалось не так много. Среди государственных – 3 из 9, среди частных 5 из 15, среди ведомственных 1 из 15. Таким образом, не учитывая музеи образовательных учреждений, лишь 23 % от всех пермских музеев принимают участие в формировании музейно-образовательного поля города, что несомненно мало.

Теперь несколько слов о характере коммуникации музеев города с детской аудиторией. Круглый стол под названием «Музей в образовательном пространстве Пермского края», прошедший 2 апреля 2014 г. в рамках Выставки-форума музеев Пермского края обозначил ряд острых проблем, в числе которых было названо «отсутствие прочных коммуникативных связей между музеями и школами», это приводит к тому, что школы оказываются не в курсе того, какие образовательные программы реализуются в музеях, а музеи не владеют информацией о деятельности и потребностях школ [10]. Сотрудники Пермского краеведческого музея Т.П. Вострикова, Ю.В. Глазырина признаются в «отсутствие системного механизма взаимодействия с образовательными учреждениями города» [2, с. 112] и актуальности поиска эффективных каналов привлечения в музей молодого посетителя. Директор Пермской художественной галереи Ю.Б. Тавризян в интервью, данном в 2012 г. Интернет-порталу «Афиша» поясняет: «Молодежь ходит на акции, и если есть какая-то «движуха». Или когда проходят фестивали. Но все равно среди посетителей очень мало подростков. Здесь стабильный спад» [13]. Осознание проблемы – первый шаг к ее решению, и на сегодняшний день именно государственные музей ведут наиболее активную компанию по завоеванию детской аудитории. Для частных и ведомственных музеев эта практика пока единична. Какие же «движухи» для детей и подростков предлагают пермские музеи?


Начнем с государственных музеев. Пермский краеведческий музей в работе с детской аудиторией сделал ставку на такие науки как палеонтологию, геология, космология. В рамках палеонтологического сегмента Музей Пермский древностей реализуются такие программы как «Мастерская музеезавриков», «Палеонтологическая комната открытий», «Ночные сказки о мамонте», «Палеознайки», «Палеонтологическая гимнастика», отдельно следует отметить издательский проект «Тайны Очерского холма. Дети. Драконы. Ученые» и ежегодную детскую Палеонтологическую конференцию. Геологический сектор представлен в экспозиции Музея Пермских древностей интерактивной картой «Геологические особенности Пермского края», «поэтическими» экскурсиями, рассказывающими об эволюции и прошлом Земли, в июне 2014 г. ожидается выход игрового путеводителя «Земля», маршрут которого будет проходить по трем пермским музеям. Космологический сегмент представлен интерактивными Космическими весами, что находятся в экспозиции Музея Пермских древностей. Большой популярностью пользуются регулярно организуемые в Доме Мешкова и Музее Пермских древностей лектории, ориентированные на широкую аудиторию. Лекторий 2012 г. проходил под девизом «Ученые детям» и включал 7 лекция для школьников и 1 для педагогов. В планах у музея открытие образовательного центра при Музее пермских древностей, издание музейного учебника – «Paleobook» и создание мультимединого комплекса Музея пермских древностей. Стоимость входного билета в музей для взрослого и одного ребенка в зависимости от программы варьируется в пределах от 150 до 200 руб.


Пермская художественная галерея в отличие от Пермского краеведческого музея, который в своей работе с детьми ориентируется на науки не входящие в предметную программу средней школы, наоборот старается привязывать свои образовательные проекты к школьным предметам. Галерея имеет положительный опыт работы с учащимися 5-х, 7-х и 8-х классов гимназии № 5 и первоклассниками школы № 9 г. Перми. Музейные педагоги галереи проводят занятия на материале сюжетов художественных полотен из основной экспозиции, а также картин, хранящихся в фондах и запасниках. В галерее разработаны две игровые экскурсии, построенные по принципу квеста: «Код Галерея» и «Сокровища пиратов». Для самых маленьких посетителей в возрасте от 3-х до 6-х лет работает Школа эстетического развития, для малышей до 3-х лет и их мам открыт клуб «Нежная мама». Уникальным следует признать опыт реализации арт-терапевтического проекта «Музей до рождения», который ориентирован на будущих мам, ожидающих рождение малышей. В галерее часто проводятся мастер-классы, для подростков и молодежи по субботам работает Художественная лаборатория. Стоимость входного билета в галерею для взрослого и одного ребенка в зависимости от программы варьируется в пределах от 150 до 400 руб.

Активно ведет работу с молодой аудиторией и Музей современного искусства. Специфика его коммуникативной политики обусловлена характером экспонируемых объектов и принципиальным отказом от практики постоянных экспозиций. Музей работает в формате временных выставок, обновление которых проходит в среднем раз в 2-3 месяца. Центром притяжения молодой аудитории в Музее является проект «Чердак», куратором которого является Анастасия Серебренникова. В рамках проходящих на Чердаке занятий ребята знакомятся с приемами и техниками, в которых работают современные художники, создают собственные уникальные «произведения искусства», используя необычные материалы, такие как цветной скотч, поролон, гипс. Из последних можно отметить проект «Эксперименты над динозаврами». Стоимость посещения музея для взрослого и одного ребенка в зависимости от программы варьируется в пределах от 150 до 250 руб.


Особо следует отметить опыт реализации совестных образовательных проектов, объединяющих усилия всех трех упомянутых государственных музеев. Таким партнерским проектом является игра-путешествие «На старт. Внимание… В музей».


Среди частных музеев Перми наиболее активно с молодой аудиторией работает Парк научных развлечений, предлагая всем желающим в возрасте от 5 лет поучаствовать в «Химическом» и «Физическом» шоу. Девиз, под которым работает – «Наука – это не скука». Стоимость входного билета в парк для взрослого и одного ребенка колеблется в пределах от 450 до 550 руб. О проведении образовательных программ в формате мастер-классов, лекций и семинаров информируют на своих сайтах «Галерея 25/14», Пермская галерея авторской куклы, Галерея Марис-арт, Галерея «Tamburinn», но эти мероприятия следует рассматривать как элемент рекламной политики, цель которой привлечь в галерею новых покупателей. Продажа произведений современных художников – основная сфера деятельности галереи. Предлагаемые частными галереями, мастер-классы достаточно дороги. Так мастер-класс в Галерее авторской куклы стоит 6400 руб. за 8 занятий.


Что касается ведомственных музеев (речь не идет о музеях образовательных учреждений), то какой-либо явной активности в привлечении молодой аудитории они, к сожалению, не проявляют. Корпоративныймузей, как отмечаетжурналист Алина Комалутдинова, – это «имиджевый ход: значит, компания настолько крута, а ее история – достойна внимания, ей есть, что показать» [5]. Музеи образовательных учреждений (тоже по сути ведомственные) в силу своего особого статуса, надо полагать, реализуют образовательные программы, правда, аудиторных охват таких программ часто невелик. Наиболее активную позицию в этой группе среди пермских музеев занял Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ. Сотрудники музея активно осваивают новую для Перми технологию проведения выездных экскурсий для детей с особыми образовательными потребностями, используя гипсополимерные 3D копий предметов [12].


Для сравнения образовательных практик пермских музеев, обозначим критерии для анализа: тематическая направленность, аудиторный охват, интегрированность в систему школьного образования, стоимость (см. табл.1).


Табл. 1. Образовательные программы пермских музеев

Музей / форма собственности

Тематическая направленность

Единый центр притяжения

Аудиторный охват

Интегрированность в систему школьного образования

Стоимость

(руб.)

1

ГКБУК «Пермский краеведческий музей» / государственный

Естественнонаучная история Земли:

- палеонтология

- геология

- космос

Музей Пермских древностей

От 3 до 18 лет

Частично

150-200

2

ГКБУК «Пермская государственная художественная галерея» / государственный

Семейный досуг, художественное и эстетическое развитие

Нет

От 0 до 18 лет

Да

150-400

3

ГКАУ «Пермский музей современного искусства» / государственный

Арт-терапия

Проект «Чердак»

От 3 до 18 лет

Нет

150-250

4

Парк научных развлечений / частный

Физика и химия

Нет

От 5 до 18

Частично

450-550

5

Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья при ПГГПУ / ведомственный

Археология

Нет

От 7 до 18

Частично

бесплатно


Что касается тематической направленности образовательных программ, то можно отметить стремление музеев сфокусировать свою работу в какой-то конкретной области. Музеи сознательно не распыляют усилия и не пытаются обнять необъятное, а работают в достаточно узких тематических сегментах. Ярким примером является Пермский краевой музей, развивающий в работе с детьми почти исключительно проблемы естественнонаучной истории нашей планеты, хотя ресурсная база музея значительно шире. Можно отметить тематическую близость образовательных программ художественной галереи и Музея современного искусства, что вполне объяснимо, поскольку оба музея работают в формате галереи и экспонируют в подавляющем большинстве предметы изобразительного искусства.


Работая с детской аудиторией, пермские музеи в основном ориентируются на возраст от 3 лет и выше с малышами до 3 лет готова работать только Пермская художественная галерея.


В двух из рассматриваемых музеев существует единый институализированный центр притяжения молодой аудитории, в Пермском краеведческом музее – это Музей Пермских древностей, в Музе современного искусства – проект «Чердак». В Пермской художественной галерее такого единого центра (проекта) нет, музей организует работу в формате самостоятельных клубов, мастер-классов, мастерских. Возможно, именно такая форма работы позволила галерее максимально расширить аудиторный охват. Парк научных развлечений, являясь частным музеем, не включает в себя дополнительных институций, нет их и у Музея Археологии и этнографии Пермского Предуралья.


Вопрос интеграции музейных образовательных проектов в образовательную программу средней школы решается музеями в зависимости от тематической специфики работы. Если Музей современного искусства сознательно дистанцируется от школьной программы, хотя правильнее было бы говорить наоборот – сегодняшняя школьная программа не освещает вопросы современного искусства, то Художественная галерея напротив, стремится соотносить свою деятельность с запросами школы, что приводит к более тесному взаимодействию с учащимися. Музей Пермских древностей, Парк научных развлечений и Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья раскрывает перед детьми вопросы, с которыми в школе знакомятся только вскользь.


Сравнивая стоимость посещения образовательных программ в пермских музеях необходимо отметить, что нижняя планка государственных музеев во всех случаях одинаковая – 150 руб., верхний же потолок колеблется от 200 руб. в Краеведческом музее, до 400 в Художественной галерее. Наиболее дорогими являются билеты в Парк научных развлечений – 450-550 руб., что объясняется частной формой собственности музея. Бесплатно открывает свои двери для посетителей только ведомственный Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья.


Таким образом, вырисовывается следующая картина. Музейно-образовательное поле города по большей части формируется государственными краевыми и муниципальными музеями, которые и проявляют наибольшую заинтересованность в привлечении молодой аудитории. Частные же музеи в большинстве своем являются плодом самореализации и самопрезентации коллекционеров-любителей, которых вполне удовлетворяет сам факт существования музея и возможности представить свои «сокровища» широкой публике. Когда коллекция становится не просто большой, а огромной, возникает естественная потребность показать ее горожанам [5]. Проблема привлечения детей в музей, а тем более разработка образовательных программ для частных коллекционеров не стоит, поскольку такие музеи работают в формате «музеев-храмов». Исключение составляют лишь те частные музеи, которые изначально создавались как коммерческие проекты, как например, Парк научных развлечений, работа с детской аудиторией в котором построена на высоком уровне. Не высок интерес к молодому посетителю у и корпоративных «имиджевых» музеев, выполняющих в первую очередь презентационную функцию «музея-храма». Приятным исключением здесь является Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья, работа которого с детьми базируется, прежде всего на личной инициативе и интересе сотрудников кафедры Древней и средневековой истории России, который дополнительно подкреплен участием в реализации проекта Программы стратегического развития университета. Опыт реализации совместных образовательных проектов есть только у государственных музеев, действия ведомственных и частных музеев, к сожалению, не интегрированы, хотя такая практика была бы полезна. Отсутствуют прочные коммуникативные связи между музеями и школами, что часто не позволяет субъектам поля найти друг друга. Возникает мысль о том, что в музейно-образовательном пространство города должна появится новая институция-посредник между музеями и школами. В целом на сегодняшний день, музейно-педагогическое пространство города можно характеризовать как несформировавшиеся.


В целом, акцентирование внимание на образовательной функции музея можно назвать одним из популярных трендов современного «музейного реформирования». Не случайно центральная тема крупнейшего международного фестиваля «Интермузей» в 2013 г. звучала как «Музей – образовательный ресурс общества», хочется надеяться, что этот ресурс в Перми будет использован по максимуму, тем более возможности для этого в городе имеются.


Литература:

1. Duncan F. Cameron. The Museum, a Temple or the Forum // Reinventing the Museum: Historical and Contemporary Perspectives on the Paradigm Shift: AltaMira Press, 2004. Р. 61-73.

2. Вострикова Т.П., Глазырина Ю.В. Музей пермских древностей: опыт реализации музейного проекта // Вестник Пермского университета, 2010 г. Вып. 2. История. С. 109-115.

3. Игнатьева О.В., Лысенко О.В. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога // Лабиринт, 2013. № 5. С. 69-80.

4. Комалутдинова А. В Перми откроется частный музей мишки Тедди // Text: ежедневная газета. 8 апреля 2014 г. URL: http://chitaitext.ru/novosti/v-permi-otkroetsya-chastnyy-muzey-mishki-teddi/

5. Комалутдинова А. Руками трогать. Почему в Перми стали открываться частные музеи «без нафталина» // Text: ежедневная газета. 18 апреля 2014 г. URL: http://chitaitext.ru/novosti/rukami-trogat-pochemu-v-permi-stali-otkryvatsya-chastnye-muzei-bez-naftalina/

6. Кондитерская фабрика «Пермская» создаст в Перми музей шоколада // Properm.ru. URL: http://properm.ru/news/society/80300/

7. Меркушева Е.Н. Из века в век переходя. К 120-летию пермского краевого музея // Вестник Пермского университета, 2010. Вып. 2. История. С. 104-108.

8. Методика организации музейно-экскурсионной работы в школе: учебное пособие / авт.-сост. А.Н.Сарапулов, Д.В.Шмуратко; ПГГПУ. – Пермь, 2013. – 112 с.

9. Музеи Пермской области. Информационное издание. Выпуск второй. Музеи образовательных учреждений. – Пермь, 2002. – 109 с.

10. На Пермской ярмарке прошел круглый стол «Музей в образовательном пространстве Пермского края» // ПГГПУ: официальный сайт. URL: http://pspu.ru/press-centr/news?id=2824

11. Полянина Е. В Перми откроется музей электротранспорта // 59.ru. URL: http://59.ru/text/newsline/771427.html?full=3

12. Семенов Д.А. Музейная работа со слабовидящими: первый опыт Музея археологии и этнографии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета // Актуальная археология 2. Археология в современном мире: в контакте и в конфликте. – СПб.: ИИМК РАН, 2014. С. 65-68.

13. Юлия Тавризян: интервью // Афиша. URL: http://afisha.prm.ru/persons/tavrizyan_2012


Shmuratko D.V.

Perm State Humanitarian Pedagogical University


Museum and educational space of the city of Perm


Keywords: museums, educational programs, urban space, Perm.


The article describes the museum space of the Perm city in the light of educational programs realizing in city museums. Comparison of educational practices of Perm museums was performed. It is concluded that museum is the educational resource for society.





А.В. Вострокнутов

Поддерживаю!

Комментировать
Шмуратко Д.В.

Спасибо, за информацию о педагогической работе Музея Пермской нефти, постараюсь обязательно познакомиться с их опытом.
Что же касается проблемы взаимодействия музеев и школ, то тут всплывает еще одно проблема. Музеи по факту подчиняются Министерству культуры, а школы - Министерству образования. Когда музей запускает информационную рассылку, то часто информация проходит по каналам Минкульта и редко попадает в школы. Когда школы проводят какие-либо мероприятия, то информация о них распространяется по линии Минобра - и не доходит до музеев. Выход видится такой - либо музеи создадут собственные "адресные книги" школ и будут на прямую направлять информацию в образовательные учреждения, либо должен появиться посредник, который смог бы регулировать и перенаправлять информационные потоки. Представляется возможным, что таким посредником вполне может стать Педагогический университет.

Комментировать
Боровская

Статья заинтересовала материалом, систематизирующим компоненты музейно-образовательного пространства Перми. Хочется отметить по опыту работы, что среди корпоративных музеев, которые занимаются со школьниками(особенно младшими школьниками) выделяется Музей Пермской нефти.Помимо экскурсий для учащихся разработана на материалах музея игра-квест, которая обеспечивает достаточно высокую познавательную активность детей в освоении пространства и экспозиции музея. Что касается проблемы взаимодействия музеев Перми со школами - целесообразно самим музеям расширять информационное поле, как это делает, например, планетарий, регулярно рассылая программы проводимых занятий, конкурсов и пр. видов образовательных форм по школам.

Комментировать