Участники и статьи

Боталова Александра Аркадьевна (с. Шарья, Пермский край)


Учитель истории и обществознания, руководитель музея МБОУ СОШ «Шерьинская – Базовая школа», педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник образования (с. Шерья, Пермский край)


aleksandra_botalova@mail.ru










РОЛЬ «МУЗЕЯ ИСТОРИИ СЕЛА И ШКОЛЫ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ


Аннотация: в статье описана система работы Музея истории села и школы. Представлены мероприятия связанные с образовательным процессом. Раскрыта особая роль музея в воспитания патриотизма в краеведческой работе с учениками.

Ключевые слова: краеведение, музей, воспитание, патриотизм.


В Шерьинской средней школе на протяжении многих лет основным направлением учебно-воспитательной работы является краеведение. Этот выбор не случаен. Краеведение обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом: через работу по изучению родного края идет развитие способностей детей, вырабатывается активная жизненная позиция, воспитывается гражданственность. В Программе развития Шерьинской средней школы «Школа – центр интеллектуального и духовного развития села» воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведения является одним из приоритетных. Важную роль в реализации Программы играет школьный музей, созданный в 1989 году и получивший официальный статус в 2001 году. Материалы музея широко используются при подготовке и проведении большинства общешкольных мероприятий воспитательного характера: народных ярмарок, фестивалей народов Прикамья, коллективных творческих дел, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, трудовым династиям села. Гости на таких мероприятиях – односельчане, члены семей учащихся, всем знакомые и уважаемые на селе люди, являющиеся примером для подрастающего поколения. При проведении подобных дел всегда используются материалы музея, а музей пополняется новыми экспонатами, сценариями, которые накапливаются при подготовке мероприятий.


В то же время, музей истории школы - это не только часть воспитательного, но и образовательного процесса современной школы. Учителя истории, краеведения, технологии, изобразительного искусства на своих уроках используют музейные экспонаты – предметы народного быта, фотографии, документы разных эпох. Каждый экспонат, будь то орудие труда, школьный учебник прошлых лет, письмо, несет в себе информацию о том времени, к которому относится. Кажется, что музейная педагогика традиционна и вряд ли может предложить что-то новое в проведение современного урока, но, на мой взгляд, это заблуждение. Как учитель истории и руководитель школьного музея хочу поделиться своими находками. Приведу варианты использования материалов из фондов музея на уроках истории России и краеведения.


Богатый материал в музее собран по истории Гражданской и Великой Отечественной войн. При изучении тем по Великой Отечественной войне в курсе истории в 9 классе большая часть занятий проводится непосредственно в музее. После небольшой вводной беседы педагога дети делятся на группы в соответствии с одной из тем, предложенных учителем. Темы следующие: «Ветераны войны – учителя нашей школы», «Труженики тыла села Шерья», «Наша школа в годы войны», «Детство, опаленное войной» (о детях, эвакуированных в Шерью из блокадного Ленинграда), «Боевые награды наших земляков», «Моя семья в годы войны». Принимаются темы, предложенные самими учащимися. Далее, в распоряжение каждой группы предоставляются тома Книги Памяти Нытвенского района и Пермского края. (Нужно отметить, что все тома областной Книги Памяти были подарены музею Пермским отделением Фонда мира за проводимую работу по патриотическому воспитанию учащихся). Дети могут воспользоваться письменными и вещественными источниками, имеющимися в музее, чтобы изучить тему, найти необходимую информацию для ее раскрытия. Далее каждая группа представляет классу итоги работы в творческой форме. Чаще -это презентации, но были представлены и рассказы с элементами инсценировки, стихов, рисунков, плакатов. Дети имеют право задавать вопросы представителям групп, оценивать положительные и отрицательные моменты работы. Но плохих отзывов, как правило, не бывает. Такие уроки проходят эмоционально. Читая письма своих односельчан, а иногда и прадедов, с фронта, учащиеся узнают такие факты, которым доверяют больше, чем учебникам истории. Из воспоминаний бабушек и прабабушек дети наглядно представляют их изнурительный труд военной поры, лепешки из лебеды вместо хлеба и лучше понимают, какой ценой досталась победа, с каким напряжением силы и воли жили люди в ту пору.


Подобные уроки требуют продуманности и четкой организации занятия. Удобнее интегрировать краеведческий материал с материалом учебника по истории России, иначе просто может не хватить времени. Огромный плюс таких уроков не только в их патриотической направленности, но и в практической значимости. Созданные ребятами презентации пополняют фонды музея и постоянно используются в учебно- воспитательной работе. Так, стало традицией ежегодное проведение силами старшеклассников информационных пятиминуток, посвященных Дню Победы, дням воинской славы и памятным датам в истории страны.


Темы уроков, которые проводятся в школьном музее, разнообразны: «Сталинские репрессии» (используются материалы о строительстве Рыбхоза в Шерье и учебный фильм, созданный краеведами школы), «Послевоенное восстановление народного хозяйства» (используются воспоминания шерьинских ветеранов труда, работавших на восстановлении шахт Донбасса), «Эпоха хрущевских реформ» (урок с приглашением первоцелинника Бентковского А.И.), «Эпоха «развитого социализма» (используется материал о строительстве экспериментального поселка в Шерье), «Чеченская война» (с использованием исследовательской работы о выпускниках школы – участниках боевых действий) и др. Все они предполагают использование музейных фондов и разнообразные формы работы учащихся.


Материалы школьного музея оказывают большую помощь педагогу и при изучении тем по истории страны в 80-90 годы: Перестройка в СССР, переход к рынку и др. Приватизационные чеки - ваучеры, талоны на продукты питания, чеки «Урожай-90» и другие свидетельства той эпохи, о которых говорится в учебнике, вызывают у школьников неизменный интерес. По этим экспонатам желающими учениками проводятся мини - исследования, которые представляются потом классу. В качестве домашнего задания предлагается либо сочинение, либо интервью с родственниками по теме «Моя семья в годы перестройки», «Моя семья в эпоху рыночных реформ» и т.д. Иногда подобные мини-исследования становятся шагом к написанию исследовательской работы, к разработке социального проекта, который реализуют сами учащиеся. При выполнении подобных заданий дети узнают историю страны через призму истории своей семьи, а это важно для сохранения преемственности поколений, воспитания уважения к старшим.


Современный урок и школьный музей, на первый взгляд странное сочетание, но это лишь на первый взгляд. Музейные уроки современны. Ученики получают на них не только знания, они учатся при этом быть достойными гражданами своей страны. У подрастающего поколения формируется чувство гордости за свою семью, малую родину. Многие выпускники школы, окончив средние и высшие учебные заведения, возвращаются в родное село и трудятся в ООО «Шерья», в средней школе, в других учреждениях. Село продолжает жить и процветать, у нас нет проблем с кадрами и с работой. Молодежь неравнодушна к судьбе малой родины: многие, имея активную жизненную позицию, избираются депутатами сельского поселения, добросовестно трудятся, вносят свой вклад в развитие села. В этом видится практический результат работы, центром которой на протяжении многих лет является шерьинский «Музей истории села и школы».


A. A. Botalova

MBOU School "Sherinskaya - Basic school district Nytvensky


ROLE "HISTORY MUSEUM AND VILLAGE SCHOOL" in education and educational space SCHOOLS


Abstract: This article describes a system of the Museum of History and the village school. Presented activities related to the educational process. Discloses a special role in the education of patriotism museum of local history in working with students.

Keywords: local history, museum, education, patriotism.


Боталова А.А.

Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Разумеется, музей доступен для всех желающих. Нередко жители села сами передают в музей документы и вещи, не надеясь, что их сохранят родственники. Иногда пишут шерьинцы, проживающие в настоящее время в других местах (о музее они узнают от знакомых и друзей). Одним словом, музей открыт для всех.

Комментировать
А.В. Вострокнутов

Александра Аркадьевна, скажите пожалуйста, досупен ли школьный музей для посещения не только учащимся, но и прочим шерьинцам и гостям села?

Комментировать