Участники и статьи

Моряхина Кристина, Семенов Даниил (г. Пермь)

Семенов Даниил,

студент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

(г. Пермь)





Моряхина Кристина,

магистрант Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

(г. Пермь)


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ ПГГПУ

(Материал подготовлен в рамках проекта 051-М Программы стратегического развития ПГГПУ)


Ключевые слова: Музей, археология, этнография, экскурсии, экспозиция.

В данной статье впервые описана история «Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ» и его деятельность. Появившись в 2003 г. музей активно развивается и пополняется. В построении экспозиции применен оригинальный принцип расположения материала по разделам традиционного хозяйства и культуры. В настоящий момент музей реализует программу доступности для различных категорий населения.


Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ был открыт в октябре 2003 года на базе фондов археологического кабинета ПГГПУ. Это был первый музей гуманитарного профиля в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Идея создания музея принадлежит преподавателям кафедры отечественной истории (с 2005 г. – кафедры древней и средневековой истории России) профессору А.М. Белавину и доценту Н. Б. Крыласовой. В состав музея входит, два помещения: помещение под сам музей и лаборатория археологических и этнографических исследований и одна временная экспозиция, расположенная на втором этаже главного корпуса ПГГПУ.


Фонды музея насчитывают около 100 тысяч единиц хранения. В основном это коллекции, полученные в ходе археологических и этнографических исследований памятников разных исторических эпох Пермского края, произведенных сотрудниками Камской археолого-этнографической экспедиции. Самой большой коллекцией является собрание предметов археологии – около 95 тысяч. Среди них предметы быта, украшения, предметы вооружения, воинского и охотничьего снаряжения, предметы древних культов, древняя керамическая и металлическая посуда. Этнографическая коллекция представляет быт населения Пермского края: русских, коми-пермяков, татар и башкир. Ежегодно коллекция музея пополняется археологическими и этнографическими экспонатами.


Таким образом, музей представляет историю Пермского края с древнейших времен по настоящее время.


Основная цель создания музея – учебная. В построении экспозиции применён оригинальный принцип. Он заключается в отходе от традиционного расположения материала по хронологическому принципу и соответствию экспоната конкретному памятнику или территории. Суть его в том, что артефакты располагаются по разделам традиционного хозяйства и культуры. При этом применен принцип сквозной хронологии, когда та или иная отрасль хозяйства показана от каменного века до этнографической современности. Данный принцип построения экспозиции уникален для Урало-Поволжского региона. В экспозиции представлены следующие направления: духовная жизнь, кухонная утварь и хозяйственная деятельность, игрушки, костюм и средства изготовления костюма, вооружение (1).


Заведующими музеем на протяжении одиннадцати лет его существования были: Ю. А. Подосенова, В. В. Мингалев, А. В. Вострокнутов.


Деятельность Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ, также как и всех музеев, включает четыре направления: фондовая, экспозиционная, научно-исследовательская, культурно-образовательная работы.

Фондовая работа заключается в приеме и хранении экспонатов. В МАЭ ПГГПУ хранятся археологические коллекции, которые были получены в ходе раскопок Камской археолого-этнографической экспедиции. На постоянном хранении в МАЭ ПГГПУ находятся коллекции раскопок до 2003 г., а также экспонаты с раскопок памятников Каменного века. Это коллекции городища Анюшкар (раскопки Г. Т. Ленц), Рождественского городища и могильника (раскопки 1990 г., 1991г.), селища и могильника Телячий Брод, могильников Редикар, Важгорт, памятников Чашкинского озера и др. (2) Коллекции раскопок последних лет поступают на временное хранение, и по истечении трех лет коллекция передается в Пермский краеведческий музей или в районный музей. Так, например, коллекция городища Купрос (памятник расположен в Юсьвинской районе, Коми-Пермяцкого округа) перешла в Коми-Пермяций краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка.


Помимо хранения фондовая работа включает в себя каталогизацию экспонатов, которая систематизирует находки и позволяет быстро найти интересующий предмет. В виду отсутствия нужных специалистов в музее не проводится реставрация экспонатов.


В фондах МАЭ хранятся оригинальные экспонаты, но в весной 2013 г. музей пополнился 3D-копиями археологических артефактом. Первым нетрадиционным экспонатом стала гипсополимерная копия погребальной серебряной маски из раскопок Бояновского могильника (3).


Экспозиционная работа – это одно из основных направлений музейной деятельности, которое включает: проектирование экспозиции (работка идеи и архитектурно-художественных принципов, монтаж экспозиции), демонтаж экспозиции, реэкспозиция (частичное обновление экспозиции) (4).


Постоянная экспозиция МАЭ ПГГПУ была создана в 2003 г., когда был открыт музей, и на данный момент сохранилась с незначительными изменениями. Была поставлены новые экспонаты, например, куклы народом Пермского края, которые были получены в результате этнографических экспедиций под руководством А. В. Черных. Экспозиция нуждается в обновлении экспонатов.


Временная экспозиция МАЭ ПГГПУ впервые была открыта в ноябре 2010 г. и была посвящена 25-летию исторического факультета ПГГПУ. Временная экспозиция напрямую не связана с тематикой музея. Экспозиции сменяются каждые три-четыре месяца. Здесь представлены либо тематические, либо отчетные выставки. Тематические выставки были посвящены наградам ПГГПУ, головным уборам разных народов, фарфоровым статуэткам, советской школе. Отчетные выставки представляли результат летней полевой работы КАЭЭ.


Временная выставка является и плацдармом для творческой деятельности студентов. Студентам исторического факультета предлагается разработать экспозицию в рамках изучения курса «Музееведения».


Научно-исследовательская работа проходит в рамках профиля музеи и на базе источниковедческого материала, хранящегося в музее. Т. Ю. Юреневой были выделены направления научной деятельности музеев: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области охраны и хранения фондов; научное проектирование экспозиций выставок; исследование в области музейной коммуникации; изучение истории музейного дела; изучение историографии музееведения (5). В МАЭ ПГГПУ деятельность по всем этим направлениям, но приоритетными являются исследования в области комплектования фондов и изучение музейных предметов и коллекций.


Ежегодно заведующие музеем участвуют в исследовании археологических памятников, в результате чего пополняется коллекция фонда музея. За последние десять лет были проведены раскопки на памятниках Рождественское городище и могильник, Саламатовское городище, селище и могильник Телячий Брод, Запосельское селище и могильник, могильник Степаново Плотбище, Плотниковский могильник, Бояновский могильник, городище Купрос, Калинское селище, неолитические поселения Чашкинского озера, Новоильинское поселение, Хуторская стоянка (6). Помимо этого регулярно проводится визуальное обследование памятников в Коми-Пермяцком округе. В мае 2011 г. была проведена аэрофото- и видеосъёмка Рождественского археологического комплекса в Карагайском районе Пермского края (7).


Музейные экспонаты исследуются сотрудниками музея и кафедры древней и средневековой истории России, студентами и аспирантами исторического факультета ПГГПУ. На основе изучения коллекций музея студентами были написаны курсовые и дипломы по археологии. Также на базе музея выходит сборник научных статей «Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья», в котором публикуются материалы исследования коллекций, хранящихся музеев. Статьи посвящены обзору фондовых материалов МАЭ, методу естественных наук в археологии, проблемным вопросам в области археологии Пермского Предуралья. Первый сборник вышел в 2006 г. На данный момент опубликовано три выпуска Вестника (8).


В 2008 г. сотрудники кафедры древней и средневековой истории России ПГГПУ выиграли на два года грант АВЦП Министерства образования и науки РФ «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья как центр изучения, сохранения и актуализации историко-культурного наследия Пермского края». Грант был направлен на изучение остатков материальной культуры средневекового населения Пермского Предуралье (изучение коллекций МАЭ ПГГПУ) и на проведение охранных археологических раскопок в Пермском крае (9).


Основная форма культурно-просветительской работы – экскурсия. Музей создается не ради музея, а для посетителей и повышения их образовательного уровня. Поэтому культурно-просветительская работа есть в каждом, даже самом маленьком, музее. Существует четыре типа экскурсий: ознакомительная, образо­вательная, развивающая и воспитательная (10). В МАЭ ПГГПУ проводятся традиционные экскурсии, а так же – ознакомительная и образовательная экскурсии. Ознакомительные экскурсии направлены на посетителя, впервые пришедшего в музей и желающего получить общие сведения о музее. На такой экскурсии знакомятся со всей экспозицией. Как правило, ознакомительные экскурсии ограничены временем. В МАЭ ПГГПУ ознакомительные экскурсии проводятся для школьников, абитуриентов и студентов ВУЗов (как правило, это студенты Академии живописи, ваяния и зодчества и студенты факультетов начального образования, естественнонаучного и физического ПГГПУ) (11). Для студентов ПГГПУ проводятся экскурсии впервые месяцы обучения в ВУЗе в рамках общего знакомства с университетом.


Образовательные экскурсии предназначены для студентов исторического факультета, которым с учетом профиля своей специальности приходится несколько раз посещать музей. С данными посетителями можно выйти за рамки традиционного текста экскурсии и углубиться в изучении представленного материала.


Наряду с традиционными посетителями ВУЗовских музеев в МАЭ побывали уникальные гости: в 2011 г. – французский палеоантрополог, археолог и музеолог профессор Анри де Люмле (12), в 2013 г. – мэр города Перми И. В. Сапко (13), нидерландский поэт Анри ван ден Берг, посол Финляндии Ханну Химанен, посол Эстонии Юрии Луйк, чрезвычайный посланник Венгрии Надь-Ребек Ференц (14).


Помимо экскурсии существуют еще несколько форм культурно-образовательной работы, которые имеют второстепенное значение: лекции, консультации, кружок, клуб, конкурсы, олимпиады, викторины. МАЭ ПГГПУ работает по первым трем направлениям. В помещении музея находится учебная аудитория. В ней проходят занятия по археологии, истории первобытного общества, музееведения. Такое расположение позволяет во время занятий обращаться к экспонатам и показывать не только фотографии, но и сам экспонат. Лекции на базе музея могут быть не только стационарными, но и выездными. Первая выездная лекция была проведена МАЭ ПГГПУ в сентябре 2013 г. в поселке Велва-База Кудымкарского района Пермского края. Для учащихся 6-9 классов прошла открытая лекция по теме: «Археология: давайте познакомимся!». Целью лекции было воспитание патриотизма, ценности археологического наследия и знакомство с археологией как наукой. Дети узнали об основных типах археологических памятников, особенностях раскопок на них, увидели фотографии наиболее ярких находок. Лекция была проведена в рамках мониторинга состояния археологических памятников Кудымкарского района (15).


Также МАЭ ПГГПУ проводит консультации для посетителей музея, которых заинтересовал тот или иной вопрос археологии Пермского Предуралье, или же может помочь в установлении датировки артефактов, принесенных посетителями.


На базе музея проходят ежемесячные собрания студенческого археологического кружка ПАрМА (Пермская археологическая молодежная ассоциация). В собраниях кружка участвуют студенты, интересующиеся археологией, и сотрудники КАЭЭ. Цель работы данного кружка – привлечение студентов к научной деятельности в области археологии. Для реализации цели на кружке проходят: пробные выступления студентов с научными докладами перед поездкой на конференцию; преподаватели и студенты отчитываются о поездках на конференции с целью поделиться опытом и рассказать о новейших достижениях в области археологии; обсуждение актуальных проблем в области археологии, опытов использования различных методик изучения артефактов; выступления студентов с отчетом о полевом сезоне. Кружок объединяет студентов-археологов вне полевого сезона, дает возможность пообщаться о научных проблемах и вспомнить интересные моменты с раскопок (16).


Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья за свою короткую историю существования вел достаточно активную деятельность по накоплению и изучению коллекций. В целом деятельность МАЭ ПГГПУ мало отличается от других ВУЗовских музеев. Все они были созданы как вспомогательный элемент в учебной работе. За некоторыми исключениями деятельность музея не выходить за рамки традиционной, можно сказать советской, системы работы. Можно выделить несколько проблем, которые существуют на сегодняшний день: низкая посещаемость, доступность, привлечение новых технологий для проведения экскурсий, расширение материальной базы. Все эти проблемы решаемы, и с целью их ликвидации в октябре 2013 г. был запущен проект «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ как научно-педагогический центр популяризации историко-культурного наследия Пермского края». С этого момента начинается новый этап в развитии музея.

В октябре 2013 г. был запущен проект «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ как научно-педагогический центр популяризации историко-культурного наследия Пермского края» (17).


Для реализации проекта планируется проведение работы по четырем кластерам:

1. Развитие материально-технической и методической базы МАЭ ПГГПУ;

Данный пункт проект направлен на устранение низкой материально-технической обеспеченности. В связи с этим планируется создание новых 3D-копий экспонатов, создание виртуальной экспозиции, методическая разработка экскурсий для разных категорий граждан, создание передвижной экспозиции, покупка оборудования (телевизор, стулья). Так же необходимо и обновление постоянной экспозиции МАЭ ПГГПУ, которая не менялась с момента открытия.

2.Организация работы со школами г. Перми;

В рамках данного кластера планируется позиционирование МАЭ ПГГПУ консультационного центра для школьных музеев. Реализация возможна через сбор информации о состоянии школьных музеев, проведение круглых столов, курсов с участием руководителей школьных музеев, обеспечения школ методическими разработками экскурсий.

3. Методическое обеспечение реализации профиля «Культурный туризм и экскурсионная деятельность».

В 2013 г. на историческом факультете ПГГПУ была открыта новая специальность «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». Предполагается, что в рамках проекта, для студентов этой специальности будет создана учебная площадка на базе временной экспозиции МАЭ ПГГПУ, где они смогут реализовывать свои творческие идеи, прибывать себя в качестве экскурсовода. Помимо этого при участии все тех же студентом будет в сняты короткометражные фильмы о полевой археологии и музеологии.

4. Внешнее сотрудничество и PR.

ВУЗовские музей, как правило, малоизвестны для жителей города и занимают второстепенное значение в музейном пространстве. Хотя эти музеи достаточно уникальны и хранят интересные экспонаты. Поэтому необходимо «выйти из тени и заявить о себе». В МАЭ ПГГПУ была разработана PR-концепция музея, в которую входило создание и распространение информационных буклетов о музее, календарей, закладок, добавление информации о музее в систему 2ГИС и другие информационные сайты, активизация сотрудничества с государственными музеями РФ, создание дискуссионных площадок.


На данный момент в рамках проекта проведено анкетирование школьных музеев Пермского края с целью выявления их реального состояния, организованы курсы повышения квалификации для учителе-руководителей школьных музеев, ведется активная экскурсионная деятельность со слепыми и слабовидящими детьми, так же есть опыт проведения экскурсий в детских домах.


Таким образом, при реализации проекта «Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья ПГГПУ как научно-педагогический центр популяризации историко-культурного наследия Пермского края» музей будет ориентирован на работу со школьными музеями и на работу с разными группами населения («Музей для всех»).


Список источников и литературы:

1. Амри де Люмле в МАЭ ПГПУ [электронный ресурс] // Безформата.ru [официальный сайт] URL:http://perm.bezformata.ru/listnews/anri-de-lyumle-v-mae-pgpu/602411/ (дата обращения 20.04.14)

2. Археология: давайте познакомимся! [электронный ресурс] // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет [официальный сайт] URL:http://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/istoricheskij/laboratorii/muzej-arkheologii-i-etnografii-permskogo-predurala/novosti?id=895 (дата обращения 20.04.14)

3. Археологический кружок «ПАрМА» [электронный ресурс] // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет [официальный сайт] URL: http://pspu.ru/university/fakultety-i-instituty/istoricheskij/kafedry/kafedra-drevnej-i-srednevekovoj-istorii-rossii/arkheologicheskij-kruzhok-parma (дата обращения 20.04.14)

4. Визит Главы г. Перми И. В. Сапко в ПГГПУ [электронный ресурс] // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет [официальный сайт] URL:http://pspu.ru/press-centr/news?id=531 (дата обращения 20.04.14)

5. Гранты [электронный ресурс] // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет [официальный сайт] URL:http://pspu.ru/nauka-i-innovacii/vedushhie-nauchnye-shkoly/perm-arkheologo-etnograf-shkola/granty (дата обращения 20.04.14)

6. Книга отзывов и пожеланий // Хранится в МАЭ ПГГПУ

7. Коллекционная опись МАЭ ПГГПУ // Хранится в МАЭ ПГГПУ.

8. Крыласова Н. Б. Музей археологии и этнографии Пермского Предуралья // Вестник МАЭ ПГПУ вып.1. Пермь, 2006. с. 3-6.

9. Отчет о работе Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья за 2010-2011 учебный год // Хранится в МАЭ ПГГПУ.

10. Отчет о работе Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья за 2011-2012 учебный год // Хранится в МАЭ ПГГПУ.

11. Отчет о работе Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья за 2012-2013 учебный год // Хранится в МАЭ ПГГПУ.

12. Поправко Е. А. Музееведение: учебное пособие. М.: ВГУЭС, 2005. – 230 c.

13. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: уч. пособие. М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.

14.Техническое задание на проведение научно-исследовательского проекта 051-М ПСР ПГПУ // Хранится в Программной дирекции ПГГПУ.

15. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М.: АкадемическийПроект, 2004. – 558 с.



D. A. Semenov, K. V. Moryakhina

Perm State Humanitarian Pedagogical University

(Perm)


HISTORY OF THE MUSEUM OF ARCHAEOLOGY AND ETHNOGRAPHY PERM PREDURALYE PGGPU


Key words: museum, archeology, ethnography, excortion, exposure.


This article describes the history of the "Museum of Archaeology and Ethnography of the Perm Urals PGGPU " and its activities. The museum was introduced in 2003, since it is developed and updated actively. The construction of the exhibition is organized by principle of the divisions of the traditional economy and culture. At present, the museum is implementing a educational program for different categories of the population.



Шмуратко Д.В.

А если пофантазировать, каким вы видите Музей археологии и этнографии ПГГПУ через 10, 20, 50 лет?

Комментировать