Участники и статьи

Пьянкова Людмила Георгиевна (г. Чусовой)


Педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ЦДОД «Ровесник» (г. Чусовой)


liudm.pyanckowa@yandex.ru


МУЗЕЙ КАК ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ


Чтобы иметь хоть какое-то представление о школьном краеведческом музее, об атмосфере и экспозициях, которые там собраны, невозможно не рассказать о его создателе - Кельме Оскаре Фёдоровиче.


Это многогранная личность, Учитель с большой буквы, оптимист по жизни, человек необычайной судьбы, на долю которого выпало немало трудностей и испытаний, связанных со сталинскими репрессиями.


Оскара Фёдоровича я знала не понаслышке, он был учителем немецкого языка. Честно скажу, поначалу немецкий давался мне нелегко, Оскар Фёдорович как любой учитель ревностно относился к преподаванию своего предмета и хотел привить любовь к знаниям всем детям. Он был строг, пунктуален, не терпел лжи и фальши. Оскар Фёдорович зажигал своим оптимизмом и азартом познавать что-то новое. Вскоре по немецкому языку у меня стояла твёрдая пятёрка.


Я даже не могла предположить, что пройдут годы и судьба вновь сведёт меня с этим замечательным человеком, но теперь уже заочно – в 2005 году Оскара Фёдоровича не стало. Сейчас я руковожу тем самым школьным краеведческим музеем, музеем имени Сергея Клака, бывшего ученика школы, погибшего во время исполнения воинского долга в Республике Чечне. Прикрывая отход своих товарищей, Сергей был тяжело ранен в голову и вскоре скончался в госпитале. Посмертно Клак С.К. был награждён Орденом мужества.


«В честь увековечения светлой памяти Клак С.К., удовлетворяя просьбу коллектива Половинской средней школы, присвоить краеведческому музею Половинской средней школы с 17 января 1996 года имя Клак Сергея Казимировича.» - выписка из распоряжения №1 администрации посёлка Скальный, Чусовского района, Пермской области от 12 января 1996 года.


22 февраля 2012 года в МБОУ ООШ «Половинская общеобразовательная школа» произошло знаменательное событие, знаменательное не только для данного учреждения, но и для всего Чусовского района в целом – на здании была установлена мемориальная доска, посвящённая памяти Сергея Клака.


Была морозная февральская непогода с порывистым северным ветром, но жители и учащиеся собрались у здания школы, чтобы воздать дань памяти Сергею Клаку и выразить уважение его отцу, Казимиру Ивановичу Клаку, который в настоящее время проживает в посёлке, неся тяжкий груз горя и утраты по любимому сыну. Перед собравшимися выступила бывшая одноклассница Сергея Клака Соляр Татьяна Геннадьевна, она отметила, что Сергея помнят, в Интернете в «Одноклассниках» есть страница Сергея, куда заходят его школьные друзья, однополчане и просто знакомые, чтобы поделиться воспоминаниями о нём.


Староста посёлка Прибыткова Татьяна Васильевна, много лет знавшая Сергея и его семью, с огромной любовью и уважением вспомнила о детских и юношеских годах героя.


В конце церемонии к мемориальной доске были возложены цветы. Присутствующие почтили память Сергея минутой молчания. В школьном краеведческом музее хранятся личные вещи героя.


Идея назвать школьный краеведческий музей именем С.Клака тоже принадлежала Оскару Фёдоровичу. С удивительным чувством такта и уважения Оскар Фёдорович относился к людям, к памяти о них.


Вникая в работу музея, перебирая старые альбомы и фотографии, мне подумалось, что много изменилось за сравнительно небольшой период в истории нашей Родины. Особенно изменилось отношение ко всему старому - бросовое, ненужное, ни к чему не пригодное.


Одна из маленьких посетительниц музея сказала: «Сколько у вас здесь всякого барахла». Я была несколько огорошена оценкой ребёнка. Пришлось с ней пройтись по музею и объяснить о важности каждой вещи, её историю, уходя, девочка пообещала, что придёт ещё. Сейчас она занимается у меня в объединении.


Мы с ребятами ездим на экскурсии по музеям района. Помню, как одна родительница выразила большую благодарность за то, что её дочь с группой ребят побывала в музее реки Чусовой. У девочки было столько впечатлений, что она весь день, рассказывала об этом дома. Я поинтересовалась, ездят ли они куда-нибудь семьёй. Оказалось, что у мамы нет времени для поездок – она много работает, а папа не любит путешествовать.


Я работаю по авторизованной образовательной программе «Судьба одного посёлка страны». Цель этой программы: показать историческую значимость посёлка как территориальной единицы в масштабах страны. Не секрет, что за последнее время многие населённые пункты буквально исчезли с лица земли. Нашему посёлку Половинка в 2010 году исполнилось 200 лет. А это весьма значимый промежуток времени в истории нашей страны, в истории посёлка.


Учащиеся объединения «Краевед» оформляют тематические стенды к знаменательным датам. Учащиеся школы и их родители не могут не заметить информацию ко Дню Победы о своих земляках-участниках ВОВ или информацию о Дне призывника, где собраны законы и солдатские байки, выдержки из Конституции РФ и последние статистические данные о призывниках и многое-многое другое.


Музей расположен в здании школы, двери его всегда открыты, имея возможность забежать на перемене, дети приобретают блиц знания. Затем заглядывают сюда чаще, чтобы подробнее рассмотреть заинтересовавший их экспонат, начинают задавать вопросы, происходит такой ненавязчивый диалог – передача и получение информации.


Сейчас трудности возникают с тем, что у обучающихся потеряна причинно-следственная связь времён. Некоторые исторические факты не изучаются на уроках истории, и необходимо объективно подойти к разъяснению сложных периодов в истории нашей страны, например, Гражданской войны или темы политических репрессий. Руководитель музея является своеобразным проводником между прошлым и будущим.


В рамках воспитательной работы мы ездим на каток, в кинотеатр, на концерты, на мастер-классы. В принципе детям важно то, что они интересны не в рамках школы, а в свободное от неё время. Дети расширяют кругозор, учатся деловому этикету, поведению в общественных местах и учреждениях, приобретают опыт самостоятельной работы и работы в команде, учатся слушать и быть услышанными.


Обучающиеся постоянно пополняют свои персональные портфолио и портфолио педагога, что является тоже большим плюсом в работе учреждения и его руководителя.


Чтобы заинтересовать обучающихся, мы проводим исследовательские работы, касающиеся непосредственно их семей или знакомых. Так появилась исследовательская работа «Шахтёрская слава», о дедушке шахтёре, полном кавалере орденов Шахтёрская слава, о тяжёлом шахтёрском труде и о теперешней жизни ветерана. Исследовательская работа «Гражданин страны» о жизни репрессированных немцев и дальнейшей судьбе их дочери, ставшей директором Половинской средней школы в мирное время. Исследовательская работа «Жизнь дана на добрые дела» о судьбе девочки, родившейся перед войной, о том какими разными были люди сломленные войной, о том, что нужно было выжить и жить в то трудное время. И ещё много других работ, о реальных судьбах реальных людей живущих в реальное время. А это значит, что школьный музей, как культурно-просветительская ниша имеет право на существование.


Школьному краеведческому музею в этом году исполнится 20 лет. Этому предшествовала большая кропотливая работа многих поколений краеведов. Собранный по крупицам школьный музей, до сих пор приятно радует своих посетителей экспозициями: навевая ностальгическую нотку старшему поколению, удивляя молодых посетителей простыми и необычными экспонатами.


«В 1993 году в августе месяце краеведы музея Половинской средней школы уехали в город Чудово Новгородской области, чтобы возложить цветы на могилу их земляка В.И.Веприкова, который там погиб в жестокой схватке с врагом. Но основная цель была посетить места военных событий Великой Отечественной войны, собрать реликвии войны для школьного музея, участвовать в раскопках фронтовых траншей и окопов.


Из города Чудова следопыты выезжали в район фронтовых сражений Волховского фронта на Лезно-Водоский участок. Установив здесь свои палатки, ребята знакомились с событиями полувековой давности. Благодаря опытному руководителю поискового отряда А.С. Феоктистову туристам удалось пополнить свои знания новыми фактами о том суровом времени.


Быть там, где 50 лет тому назад стояли на смерть наши отцы и деды, увидеть заваленные и заросшие деревьями и кустарниками поля, окопы, траншеи, блиндажи как наших, так и вражеских войск, окинуть взглядом землю, изрытую воронками от мин и снарядов, спускаться в ямы, возникшие от разрыва бомб и артиллерийских снарядов, это ли не романтика! Заниматься раскопками, искать и находить неописуемо интересно.


И как измерить душевное волнение ребят, священный трепет их сердец при виде мест, где их деды творили историю, проросших холмиков земли, которые укрыли погибших? Как, в каких баллах подсчитать огромный накал чувств, который выливается в искреннее, от сердца идущие слова клятвы молодости старшему поколению, ветеран войны и труда?


А что стоят встречи с родной природой! Дети учатся вглядываться в каждую травинку, чувствовать запах ландышей, мяты, росы, замечать красоту русских берёз. В общении с природой обогащаются их чувства, они начинают понимать святое чувство – Родина.


Три дня поиска увенчались огромным успехом. Из рук в руки передавались найденные реликвии воинов: помятые каски, проржавевшие винтовочные штыки, гранаты разных видов, позеленевшие артиллерийские гильзы, сапёрные лопатки, солдатские кружки, котелки, фляжки, гильзы и патроны всяких калибров. Собирали следопыты снаряжение не только советских войск, но и противника. Фронт на реке Волхове держался 2 года, и эти укрепления переходили то нашим, то вражеским войскам. Так они пополнили свой музей новыми экспонатами». [1;с.44]


Вещи, привезённые экспедицией с Волховского фронта, до сих пор занимают почётное место в экспозиции музея о Великой Отечественной войне.


Согласитесь, что в весьма сложные девяностые, когда по всей стране прекращали работу пионерские и комсомольские организации, закрывались Дома пионеров и школьников, многие педагоги в растерянности, не знали, как дальше работать с детьми, а простой учитель из глубинки берёт на себя ответственность и везёт ребят в Новгородскую область на раскопки. Я считаю, что это в высшей мере высоконравственный поступок.


А недавно, в августе месяце, в стенах школы собирался класс, отмечающий 50 лет выпуска. Собрались люди далеко не молодые, сколько неподдельной радости, оптимизма было в их поведении при встрече со школой, которая естественно за столько лет изменилась, но остаётся по-прежнему для этих взрослых дяденек и тётенек одним из дорогих и памятных мест в жизни. Не обошли стороной и наш музей. Проходя по музею, они то и дело останавливались, узнавая на фотографиях себя или кого-то из знакомых, потом вспоминали интересные случаи из школьной жизни. Все отметили, что даже чёрно-белый цвет запечатлённых на фотографиях не гасит в лицах людей ту жизненную искорку, которую они излучали.


Думаем, что пока существует музей как хранитель былой славы посёлка, информации о ветеранах и уважаемых жителях, пока жива память об истории нашего края мы ещё очень долго будем творить, созидать и заявлять о себе, как благодарные потомки. И наши дети вырастут созидателями, творцами и генераторами современных идей. И место, где родились будет всегда в сердцах потому как имя ему –малая Родина.


Литература

1. Кельм О.Ф. Дороги ближние и дальние. Глазовская муниципальная типография. – 2001.

Нет комментариев

Добавить комментарий