Участники и статьи

Сарапулов Алексей Николаевич (г. Пермь)


Старший преподаватель кафедры Древней и средневековой истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, заместитель декана исторического факультета


e-mail: ans05@mail.ru








ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

(Материал подготовлен в рамках проекта 051-М Программы стратегического развития ПГГПУ)


По мнению российских исследователей, «история отечественного образования изначально неотрывна от деятельности музеев. Уже 8 сентября 1802г. появился манифест об учреждении в России Министерства народного просвещения. В его седьмом параграфе говорилось, что в круг ведомства министерства входят помимо прочего «натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук быть могут» (1).


Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях XIX века. Однако вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко - краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной литературе. Неоценимое значение для идей школьного краеведения имеют труды К. Д. Ушинского, в которых он обосновывает абсолютную необходимость введения краеведческого элемента в обучение в русских школах и занятиях с учащимися по «истории своей ближайшей родины». К.Д. Ушинский считал, что дети должны изучать окрестности своего округа, свой город с его историческими памятниками и легендами. Эту работу необходимо отдавать в руки преподавателям истории, географии, родного языка («так как богатый материал оживится словом») (2).


Идея о внесении элементов историко-краеведческих знаний в школьное обучение, органически связанная с методическим движением за введение в школах «родиноведения» и участие учителей в изучении своей страны, была поддержана прогрессивными педагогами. Большую методологическую ценность для разработки вопросов школьного исторического краеведения имели выступления и статьи видных советских педагогов А. П. Питкевича и Т.Х. Шацкого.


С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годы и особенно в 70-е годы прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднование юбилейных дат Советского государства.


В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их-то признавали главнейшим резервом для развития государственной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности и как результат собственной поисково - собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.


По данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ на 2003 г. в стране насчитывалось порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля- 2060, военно-исторических музеев - 1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. - 270 (3).

Относительная условность термина "школьный музей" заставила Министерство образования России уточнить и дополнить старое название, и в разработанном "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся" (4).


Современные исследователи в целом трактуют понятие музея следующим образом: музей - это государственное, общественное, частное учреждение, культуры, предназначенное для сбора, хранения изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекция, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния (5).


Музей образовательного учреждения - это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов.


Целью создания и деятельности школьного музея, согласно принятому положению, является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать непросто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства (6).


Школьный музей, как и любой другой осуществляет основные традиционные виды деятельности. Но, тем не менее, музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» и «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами - музеологами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием (7).


К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность (8).

Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной исследовательской работы, когда накопленные материалы требуют размещения.


На наш взгляд, важно отметить, что школьный музей имеет ряд признаков:


  1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляютоснову музея.
  2. Каждыймузейпредполагаетналичиеэкспозиции.Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержаниеизбраннойтемы.Материалыэкспозициивыставляютсяв определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
  3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
  4. Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный активучащихся, так называемый советмузея,способныйвестиподруководством педагоговсистематическуюпоисковуюиисследовательскуюработу, участвовать в комплектовании, учете и хранениифондов, в показе собранных материалов.
  5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства. Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея. Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а какактивный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую тему они изучают.


Таким образом, феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.


Литература:


1.  Черник В.Э. Музей в системе подготовки учителя. // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10.- с. 43-45.

2.  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М. 1948. т.3. с. 306-315.

3. Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. №2, 2003.

4. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.

5. Галкина Т.В. Краткий словарь музейных терминов. / Галкина Т.В., Петунина О.О. - Томск. Издательство ТГПУ. 2004. – с.7 (16с.)

6. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53

7. Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. – Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. – с.3.(100 с).

8. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – с.120

Нет комментариев

Добавить комментарий