Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Пермского филиала Высшей школы экономики
e-mail: vmingalev@hse.ru, vmingalev@yandex.ru
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ
1. Место музея в современном мире
Мы привыкли относиться к музею с пиететом и придыханием, а к музейным работникам как к фанатам своего дела, слегка тронутым фанатам. Нас так воспитали…Нам это вдолбили в школе…
Мы привыкли понимать под музеем комнату, забитую подлинными вещами определенной эпохи, к которым нельзя прикасаться, и даже говорить в этих комнатах надо почти шепотом, испытывая благоговейный восторг.
Нас с Вами возмущает, что наши дети, школьники и студенты, не хотят ходить в музеи, а если и ходят, то без того благоговейного почтения и подлинного восторга. Мы, как «истинные ценители культуры», говорим им: «Вы некультурные! Вы культурные калеки».
На самом деле посещение или непосещение музея не делает человека культурным или некультурным. Самое главное, надо понимать, что музей создан не для самого себя, он существует для людей, и если люди в музей не ходят, значит виноват не человек или общество, а музей и сообщество музейщиков. Раньше музей был окошком в сказку, когда человек жил своей «серой жизнью», а музей давал возможность заглянуть в нереальный и удивительный мир прошлого. В настоящее время человек лишен этой проблемы. Он может зайти в интернет и посмотреть все что хочет: фильмы, где реконструируется прошлое, окунуться в игру и самому поучаствовать в исторических событиях. Вера в то, что настоящий предмет оказывает какое-то значительное влияние на формирование культурных ценностей - миф. Казалось бы, на этом можно закончить все рассуждения стандартными фразами из некрологов, но на самом деле я считал и считаю, что музеи нужны и в первую очередь музеи школьные и общественные.
Просто пришло время музеям изменить отношение к самим себе и провести системный ребрендинг самого понятия музей. И признать ряд простых истин.
Во-первых, музей не есть самоценность, он работает и служит обществу и людям. Редкий посетитель не сталкивался с презрительным отношением со стороны музейных работников к нему или «потоком сознания» от экскурсовода.
Во-вторых, музей это сфера услуг, а, следовательно, его деятельность подчиняется законам спроса и предложения. Музей должен оставлять ощущения праздника. Музей уже давно стал не только хранилищем экспонатов в витринах, но еще и коммуникативной площадкой, на которой присутствуют сотрудники музея и посетители.
В-третьих, музей специфическая сфера услуг. В первую очередь он торгует эмоциями и ощущениями. Следовательно, торговать надо положительными эмоциями, они лучше продаются.
В-четвертых, музей не должен идти на поводу у потребителя, иначе он «опошлится». Он сам должен формировать потребность, но при этом не ставить себя выше людей и не воспринимать себя как данность. Для того, чтобы сформировать потребность, надо формировать системную рекламную политику и маркетинговую стратегию. Музеи должны стать априорными константами культурного ландшафта города, обеспечивая преемственность культурных норм и ценностей от прошлого к будущему. Но до этого музеи должны получить непререкаемый авторитет, для чего необходимо выйти за рамки пространства, за пределы здания музея, выйти на улицы и в скверы. Музей может стать важнейшим институтом социализации и формирования гражданственности человека.
2. Музей как институт гражданского общества
Давно известно, что национально консолидированное общество способно на большее, чем общество разобщённое или общество свободных индивидов. Любые, даже самые положительные реформы сталкиваются с проблемой их принятия в обществе. В нашей с вами стране существуют десятки неплохих законов, но с раннего детства мы приучены их нарушать. Нельзя продавать алкоголь, но мы найдем лазейку и будем его покупать. Нельзя переходить на красный сигнал светофора улицу, «но ведь никто не видит» значит можно. Нельзя курить в общественном месте, но ведь я против этого закона, я буду курить. Этот перечень можно продолжать. Почему это происходит? Потому что Россия на сегодняшний день всего лишь территория, населенная свободными индивидами. Нам еще везет, что большая часть жителей России плохо знает английский язык, иначе мы бы уже давно исчезли как нация, а возможно и как государство.
Культурные и моральные нормы закрепляются в обществе через их легитимизацию, путем социализации и образования индивидов.
Первоначальным институтом социализации является семья. К сожалению, современные семьи это продукт культурной, идейной и моральной импотенции общества 1990-ых гг. Как следствие этого, большинство семей в России не способны к передаче таких культурных и моральных норм, которые мы бы хотели передать. При этом, семья легко передает те поведенческие нормы, которые мы бы хотели изжить.
Следующим звеном социализации является институт образования, который находится еще в большем «ступоре», чем семья. Кризисные явления пронизывают систему образования сверху донизу. Кризис чувствуется в школьном классе, в системе администрирования образования и в рамках педагогической науки. Эксперименты и реформы не улучшают ситуацию, а лишь ухудшают её.
СМИ занимается конструированием социальной идентичности. Проблема заключается в том, что основная особенность современного этапа развития СМИ - это всевозрастающий поток информации, который вместо того, что бы помогать культурации, наоборот, создает примитивно-животную систему ценностей. Происходит деуникализация человеческой личности. В процессе длительного воздействия СМИ на подрастающее поколение происходит процесс «сглаживания» социальных, гендерных и национальных различий.
Согласно теории информационного дефицита, доступность знаний и информации через СМИ, вместо того, что бы сократить разрыв в знаниях и доступности информации внутри общества, наоборот увеличивают его. Фактически, современные СМИ создают новое кастовое общество, где принадлежность к касте зависит от способности к анализу информации. Писатели фантасты (антиутопическая литература) концаXX в. - началаXXI в. рисуют будущее кастовое общество, где касты не наследуются, а приобретаются, и очень часто именно отношение к знаниям является основой для данного деления.
Церковь, которая играла важнейшую роль в поле культурного и нравственного воспитания человека и формирования ценностной преемственности между поколениями, сейчас, в следствии десакрализации и девальвации, отступила на задний план. В настоящее время, большая часть общества воспринимает церковь как часть государственного идеологического механизма или как культурный рудимент прошлого. Сотрясающие же церковь скандалы не улучшают ситуацию, а лишь ухудшают.
Музей и театр, на мой взгляд, остались единственными институтами культурной социализации, которые не потеряли своего культурного и семантического бэкграунда. Именно развитие музеев и театров, их популяризация, их системная маркетинговая стратегия может стать важнейшим институтом формирования гражданина.
3. Интерактивный музей,практическое приложение
Одним из трендов современного музейного мира являются интерактивные музеи, которые выступают в качестве медиатора между человеком и культурой во всем ее разнообразии. Такой музей заставляет посетителя понять, что он является сотворцом культуры и истории, их неотделимой частью. Экспозиции таких музеев не стенды, атрибутации и экспонаты, а постоянно меняющаяся реальность, в которой как творец идеи экспозиции, так и посетитель участвует в ее созидании.
В 2009 г. я был заведующим дома-музея Н.Г. Славянова в г. Перми. На меня вышли руководители музея Скаутизма России и Пермского скаутского центра с просьбой сделать выставку,посвященную 100-летию скаутского движения в России. Администрация Пермского краевого музея мне разрешила организовать выставку в фойе дома-музея. Я воспользовался принципами интерактивного музея и попросил скаутов помочь мне, и мы вместе сделали экспозицию. Многие скауты до этого видели в своем движении только волонтерскую и рекреационную составляющую. В процессе подготовки они прикоснулись к истории движения и осознали глубокие идеологические основы скаутского движения. В дальнейшем было приятно видеть, как скауты приводили своих родителей и друзей, и с гордостью рассказывали о том, что они сами сделали и что они узнали в процессе творения. За четыре недели, пока стояла экспозиция, мы несколько раз ее переделывали вместе с ребятами. Именно в тот год я понял, что музеи со стабильными, красивыми и профессионально сделанными экспозициями устарели, потому что в них нет сотворчества, они работают в системе линейного взаимодействия. Большая часть создателей музейных экспозиций при формировании не учитывают основы когнитивистики и теории коммуникации. Они создают информационный шум, подавляя способности субъекта к восприятию. Кроме этого, подобные дорогие экспозиции, чтобы окупить себя должны стоять достаточно долго, а, следовательно, они входят в систему повтора, подобно современным фильмам: не успел посмотреть на экране - посмотрю по телевизору, не успел посмотреть по телевизору - скачаю или куплю. Музей (и театр) должен вернуть посетителям ощущение чуда: не успел – больше никто и никогда этого не увидит.
В 2010 г. мной был разработан учебный музей школы юных археологов МОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми. В нем все предметы можно было потрогать руками, так сказать, залезть в экспозицию. Можно было даже изменить экспозицию - переставить предметы местами. Посетителям музея предлагалось освоить методику археологического рисунка, нарисовать настоящий предмет из экспозиции, а потом забрать рисунок на память. Мы вместе с ребятами и моими коллегами нарисовали на холсте жителей Урала эпохи средневековья и раз в две недели прикрепляли на холст разные украшения. Мы постоянно меняли пространство кабинета по мере прохождения тем.
В 2012 г. я задумал музей Военной истории, в котором можно было бы поиграть солдатиками, взять их в руки и рассмотреть их форму, а так же переиграть великую битву прошлого. К нему пришлось идти гораздо дольше, чем к другим моим проектам, но 23.06.2014 г. мне удалось его завершить. Экспозиция была открыта в МБОУ «Лицей №1».
Участие в реализации проекта приняли дети и взрослые, которые являются любителями военной истории, военно-тактических игр и военно-исторической миниатюры.
Музей поделен на несколько тематических блоков, каждый из которых соответствует дню воинской славы России. В музее представлено четыре реконструкции. Реконструкции мобильны, составные элементы могут быть передвинуты. Миниатюры солдат, корабли, танки, самолеты, артиллерия соответствует эпохе или этапу сражения, с точностью до мельчайших подробностей. Любой посетитель может попробовать переиграть великую битву.
Клуб военно-тактических игр «Каменный молот» и военно-исторической миниатюры «Гардарика» продолжают работать, поэтому экспозиции будут постоянно дополняться, некоторые будут заменяться. Музей военной истории будет всегда новым.
В ближайших планах две реконструкции. Первая, это создание реконструкции озерного городка Арайши IX в. и штурма его викингами. Вторая, батарея Раевского и первый бой за нее.
Школьные музеи должны являться образцом интерактивных музеев, потому что дети не простят фальши и поверхностного отношения. Наши посетители постоянно взрослеют и уходят. Новые посетители должны стать новыми сотворцами музея, это позволит музею в школе сохранить новизну, не забывая преемственности, которую будет задавать основной тематизм музея.
Комментарии
Добавить комментарийНачну с последнего вопроса, конечно эти понятия разные. Интерактивный музей это не только музей созданный детьми, но музей, в котором каждый зритель становится его творцом, музей становится системой коммуникации между историей и человеком.
КомментироватьВиталий Викторович, скажите, пожалуйста, как вы разводите такие понятия как "интерактивный музей" и музей созданный совместно с учащимися? Любой ли созданный учащимися музей может быть назван "интерактивным"?
Комментировать